г. Якутск, ул. Ларионова, 12А, левое крыло
8(4112) 210-732
ibo@cbsykt.ru

Источник: Жизнь Якутска. — 2019. — 25-31 июля. — С. 19-20


АВГУСТИНА ФИЛИППОВА: Мне была уготована судьба создавать одежду

Недавно известный модельер Августина Филиппова отметила 25-летней юбилей

своей творческой деятельности. В беседе с ЯСИА она рассказала о своём детстве, первых творениях, главной мечте, а также поделилась мыслями о будущем якутской моды.

Влияние детства

— С детства и до сих пор я очень часто слышу в свой адрес просьбу спуститься с небес на землю. Меня всегда ругали за то, что я была мечтательной и любопытной. Особенно доставалось от бабушки.

В школу мне ходить не нравилось, думала — зачем мне всё это? Поэтому не старалась. Сидела и витала в облаках. Учёбу закончила с горем пополам со средним результатом.

Честно, я обижалась на бабушку и в душе до зрелости носила обиду и грусть. Потом со временем поняла, что она меня, как сталь, ковала. После такой закалки характера все ошибки прибавляют мне только, мудрости.

Дитя природы

— С тех пор, как я родилась, тепло земли и травы, падение снега, холод льда — всё это я воспринимала близко к сердцу. Природу я представляла, как иччи — духа. Когда я грустила, бежала к речке и плакалась ей.

И казалось мне, что она меня слышит и, представая в образе пожилой женщины, говорит: «Не плачь, деточка». Так все мои мечты и придуманные образы, которые я долгое время представляла в себе, сегодня стали живыми образами природы.

Мифы и легенды, откуда я черпаю идеи, тоже являются продуктом природы. В детстве я, наверное, прочитала в библиотеке все истории мира. Моя самая любимая из них — великое произведение олонхо «Ньургун Боотур». На мой взгляд, оно посвящено человеческой жизни. Например, борьбе тьмы и света. Добро и зло, как братья или сёстры, всегда вместе живут внутри каждого человека. Зло может послужить, во благо или навредить, добро также может всё …испортить, или, наоборот, исправить..С этим каждый из нас борется в образе Ньургуна Ботура.

 

Мечта стать художником

— Ремесло своё я

выбрала ещё ?в детстве

— мечтала стать худож-

ником. Сейчас из-за не-

хватки,,времени не могу

вернуться к еврей изна-

чальной профессии. Кар-

тины рисую, но они всегда

недоделанные. Мало кто

знает, но я закончила ху-

дожественное училище с

отличием. К сожалению,

никогда по своей профес-

сии не работала. Всегда

вставали передо мной

какие-то препятствия.

Мне кажется, это что-то

свыше говорит, чтобы я

не шла против своей при-

роды. Наверно, мне была

уготована судьба соз-

давать одежду и одеть

свой народ. Для меня не

исполнить эту миссию —

сродни греху. Поэтому во

что бы то ни стало я долж-

на завершить начатое.

Моя мечта — увидеть

природу каждого человека.

Я ведь была портретисткой.

Когда рисую людей, всегда

думаю, какова у него при-

рода, чей природный образ

он в себе несёт? Поэтому я

очень хочу заняться созда-

нием портретов

Повседневная

одежда

— В жизни я ношу то,

что носят все. Если ты

одета во что-то броское,

то, на мой взгляд, это не

есть хорошо. Поэтому

люблю одеваться в демо-

кратичном стиле. Но вы-

бор одежды, конечно, за-

висит от того, куда я иду.

Например, могу немного

нарядиться, когда соби-

раюсь в театр.

Когда вижу людей с

якутским колоритом в одеж- —

де — душа радуется, Особен-

но тогда, когда они её сами

создают. Так они формиру-

ют свой имидж. Благодаря

этому развивается.якутская

мода.

 

Отношение к плагиату

— Брать чужие элементы — для меня это сродни греху. Потому что всё потом выходит, как

копия. Создавать что-то своё более интересно. Твой почерк не должен быть похожим на почерк другого. У каждого дизайнера свой стиль. Бывает так, что иностранные дизайнеры -используют в своих коллекциях какие-то элементы якутских нарядов. В таком случае мы не можем злиться на плагиат. Это наш вклад в мировую моду. Мы так показываем, что есть якутская культура. Не можем же мы её вечно прятать.

 

Как  создаются костюмы

— У нас есть привычка всё в спешке делать в последний момент. Это, конечно, приносит массу неудобств и не даёт создать то, что хочется.

У нас здесь не как в центральной России — тканей хороших довольно м.ало. Несколько лет копишь материалы и только потом начинаешь шить. Или делаешь какую-то часть, а потом она лежит, пока всё недостающее не найдешь

Я не хочу хвастаться каждым своим произведением с восклицанием «Готово!». Потому что всё равно невыйдет так, как ты хочешь. Бывают разныё причины и проблемы. Напримёр, Долго не находишь подходящий материал. Я ведь хочу создать так; как я вижу. Но всё равно всё меняется.

Костюм для • -Натальи. Строевой шили В’безумной спешке! Чтобы нарядить нашу красавицу поскорее, мы полтора месяца работали без- остановки,. Благо нас было мнош.’В этом ко-стюме не было^ централь-,’, него образа.,Была задача— сшить наряд,- про хоторь1й можно-было бы сказать, что он создан самой зимой. По*»- этому костюм был назван- «Кыыдааной» (прим, автора — с якутского «Метель») — он выполнен взимних холодных цветах, а бусы на нём — как рассыпанные на ветру.

первый костюм

— Когда была ма

ленькая, мне брат сшил

достюм Арлекина, и я на

Мовый год получила кучу

Призов. Когда он ушёл в

армиюу а я к тому времег

ни у^е училась в первом

классе, мне никто ниче-

го не сшил. Учительница

нам сказала, что без кар-

навального костюма на

праздник приходить нель-

зя и подарок не дадут. А

тогда у меня была мечта

— угостить своих сестёр и

братьев новогодними кон-

фетами.

Поэтому я решила сама, сшить костюм якутской снегурочки — Хаарчааны., После уроков в школе я в спе.щке,. — в минус 50 Традусов, искала’ . в амбаре ткань. Чуть не от- ‘ морозила себе руки. Белого. :,1 мат;ёр,Иала вовсе не было,

: всё^бьфб старое и пожел- тевшё.ё.;Б.аШла там старую . белЩ’машну кофту. Замёрзшими руками дома всё вырезала й сшила вручную. Потом захотела .использовать вату для имитации снега — пришлось опять идти в кладовку, где я нашла старое одеяло, из которого вытащила грязную вату. Из школы притащила сломан

ную новогоднюю елочную игрушку, разбила её на мелкие кусочки и приклеила на ткань, чтобы блестело. Вырезала корону, налепила на неё с помощью клея вату. Всё это оставила сушиться у печки.

Вечером в четыре утренник начался. Нормой наряд не был до конц|%ы,еу-. шён;’Тем не менее, в школу, а там нввёррётнрй._ красоты костюмы :-|.^рне’ жинки, бабочки. Увидев нарядных детей,я совсем расстроилась. Подумала, что выгяяжухуже всех. Поэтому одевалась за партой,-чтобы никто не увидел. А учительница (тогда они были очень строгие), увидев меня, вытащила меня за шкирку и тол-, кнула в сторону мальчишек со словами «Смотрите, что Кононова вьҥворяет». Маль-чики разбежались, крича «Баба-Яга!». Всё моё платье рвалось, блёстки сыпались, вата отклеивалась. Поэтому хоровод вокруг ёлки для меня был сродни публичной казни… Тогда на ёлках висели огромные зеркальные шары, И Я видела, как рас^ сыпается,мой наряд;.. И я думала, что действительно похожа на Бабу’Ягу.

— Подарок я должна была получить, несмотря ни на что. Сижу терплю на скамейке в углу, стараюсь держать слёзы в себе. И как назло, меня вызвали самой последней. Наконец, вручили подарок, я разорвала одежду, оделась и убежала домой. Как же я была рада угостить всех своих родных конфетами и пряниками. Таким был мой самый первый костюм.

Споры с

противниками

меха

— Защитники природы

и противники меха мне не

раз писали. Однако пока не

сталкивалась с экологиче-

ской организацией Грин—

пис. Но я осторожна в этом

плане. Если я приеду в зару-

бежную страну, где не пони-

мают нашу культуру, то они

могут сделать с меховым

косхюмом-^сё, что угодно.

Поэтому иногда мспоДьзую

искусственный мех. Но тогда

ларядкажется тусклым. Наш

натуральный мех—богатый

■и.красивый.,

Во благо

молодёжи

Практически все мо-

лодые дизайнеры устре-

мились в европеизацию.

Но если бы они принимали

свою культуру, то у НИХ по-

явились бы все шансы вы —

йти на мировой подиум.

Если мы не будем разви-

вать якутский националь-

ный колорит, то мы ниче-

го интересного в мировую

культуру не привнесём.

Должна быть новизна.

Многие дети вырас-

тают на общих культурных

канонах, не зная своей на-

циональной культуры, учат-

ся только базовым вещам и

потому создают одежду без

глубина, без истории. Они

просто работают во бла-

го развития экономики. Но

если мы будем создавать

одежду только ради денег,

 

то национальная культура может исчезнуть. Поэтому ребёнка надо учить с самого детства якутской культуре.

И если он пронесёт в своей душе любовь к родине и природе, то он станет сильным дизайнером.

Мечтаю, чтобы у нас в республике открылся Центр одежды народов Якутии, в котором будут творить все нации, которые живут здесь. Это необходимо, чтобы мы жили в мире и уважали традиции народов. Также для ^ развития якутской моды нужно открывать Дома моды и салоны, чтобы молодые и талантливые дизайнеры не ходили без работы. Нужно создать такие условия, которые бы дали им возможность самовыражаться. Только так у нас появится шанс выйти на мировой рынок.

Я хочу стараться быть рядом с нашей талантливой молодежью, давать им знания, советы. Открыв путь для них, я вернусь к своей профессии художника

Тяжелые 90-е годы

— На моду мы долгие Тоды не обращали вни-мания. Создавали только костюмы для спектаклей. В 1993 году мне впервые удалось поучаствовать в конкурсе моды «Дьэргэл- гэн». Тогда ещё работали Андрей Колесов, Лена Голубь, Полина Ноева. Конкурс вызвал ажиотаж среди якутян, никто ещё ранее не видел такого. Затем появились другие конкурсы, например, в 1995 году «Саһарба». Также по инициативе Татьяны Гоголевой мы ездили к российскому модельеру Владиславу Зайцеву.

Однажды в 90-ых годах я приехала в родной Горный улус изАмги, где к тому времени сшила костюмы для всех музыкальных спектаклей. В Бердигестяхе ко мне обратилась известная артистка Федора Гоголева и заказала наряд для круиза хомусистов по всему миру. Но в эти годы на прилавке не было никакой ткани. Что делать? Образ уже стоял у /меня перед глазами — сере- ..бряный.-как’хомус, наряд. Нашли черную’сетку, сняли с окон старые серые шторы, которые поблекли в некоторых местах. Черной сеткой накрыла ткань — и получился совсем другой цвет.

Тогда еще продавали бумажную парчу из Индии, из которой мы сделали орнаменты. Костюм, который мы сшили, понравился хо- мусистке, Значит, с работой мы справились. Моя задача была улучшить её образ, чтобы, выйдя на сцену, она стала «хотун» (прим, автора — с якутского «госпожа»), и донесла бы до зрителей всё богатство якутской музыки и культуры. Так и вышло! В круизе из-за костюма иностранцы нарекли её «Серебряная госпожа».

В создании самых первых моделей мне помогал Сахабулт во главе с Никифором Петровым, снабжавший меня мехом и шерстью. В 90-ых ведь не было даже искусственного меха! Директор художественного училища Кирилл Гаврильев тогда специально для меня открыл курсы модельеров. Так я три года обучала студентов. Эти ребята выросли востребованными профессионалами, стали известными модельерами и работают в разных городах России,

Я очень горжусь своими учениками. Они внесли огромный вклад в якутскую моду. Всем моим соратникам и помощникам — большое спасибо!

Отношение К . критике

— После того, как я начала воплощать свои образы, мне приходилось часто отвечать на вопросы, зачем я создаю вещи, которые в простой жизни человек не может носить. Поначалу я воспринимала эту критику тяжело. Мне даже звонили и ругались: «Не строй из себя тут звезду!». Я плакалась Зинаиде Ивановой-Унаровой и в слезах обещала, что уйду из моды, что это не для меня. На что она мне сказала; «Августина, для тебя сейчас все дороги открыты! .Сколько ещё зависти и ругани будет в твой адрес? Не обращай на это внимание и иди вперед!». .Только после этих слов я навсегда осталась в моделировании. —

 

 

 

Планы на будущее

— Сейчас я работаю в СВФУ. Для настам созданы все условия. Мастерская работает для того, чтобы молодёжь училась создавать что- то новое. Некоторые ребята из районов учатся у меня по нескольку лет, чтобы потом открыть своё дело. Поэтому хочу выразить благодарность ректору Евгении Михайловой и СВФУ.

Сейчас я работаю над коллекцией по произведениям Александра Пушкина. Довольно давно начала, с 2008 года, но из-за нехватки материалов и средств всё затянулось. Сейчас близка к завершению образа Царевны Лебедь. Очень глубокий образ. Когда вся коллекция будет готова, хочу её показать по всей России.

легенды

— Человека определяет народ. Я себе не хозяйка. Называют меня звездой, легендой… Но, в конце концов, кто чего стоит — решит только народ. У меня даже язык не поворачивается сказать, что у меня — природный дар, что я легендарная или великая. Я просто знаю, что у меня долг перед народом. Если их аплодисменты — громкие, то, значит, я должна продолжать работу и творить во благо развития нашей культуры.

Ольга СТАРОСТИНА, ЯСИА.



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА СТАТЬИ: