Дар богини Иэйэхсит

Источник: Она+. — 2019. — 24 мая. — С. 25


Дар богини Иэйэхсит

Во Всемирный день музеев, 18 мая, я посетила Национальный художественный музей, где идет персональная выставка художника-модельера Августины Филипповой. Свежо еще в памяти грандиозное шоу «Рождение легенды», в Театре оперы и балета, в честь 25-летия творческой деятельности модельера. Тогда под сильным впечатлением от увиденного я подумала: «Вот бы сняли фильм об этом концерте, чтобы такую красоту могли увидеть как можно больше людей».
доктор социологических наук, — могли привлечь и наших специалистов культуры и искусства, которые убедили бы, что такого второго человека не найти в мире и она достойна статуса международного уровня».
Зинаида ИВАНОВА, искусствовед, профессор Арктического государственного института культуры и искусств:

— Нужно сделать полнометражный фильм, рассказывающий о нелегкой жизни, ведь были времена, когда вообще ей хотелось отказаться делать то, что многие не понимали. Уникальность Августины Николаевны в том, что такой талант дан от Бога, а новые образы приходили в снах, вдохновляли и заставляли работать дальше. Нам такие шедевральные сны почему-то не снятся. И еще мало кто знает, что рисунок и живопись составляют профессиональную основу ее творчества. Картина «Иэйэхсит», не случайно давшая название этой выставке — «Дар Богини Иэйэхсит», воплощает взгляд мастера на якутскую религию Айыы үөрэҕэ. Она написана маслом в стиле иконы, в плоскостной манере, в технике обратной перспективы. Образ Женщины — богини, дарующей жизнь, подобно мировым языческим богиням, как Исида, Иштар, Аматэрасу, объясняет происхождение человека и божественное благословение на языке символов… Эта картина является серьезным шагом к созданию иконографических изображений божеств — Айыы-лар.

И вот не прошло и двух месяцев, как я случайно попала на кинопоказ документального фильма «Кыптыый куттаах, суутук сурдээх» — Августа Филиппова». Фильм продолжительностью 37 минут рассказывает о ее жизни и творчестве, показывает как создаются костюмы, откуда мастер черпает вдохновение. Понравилось, как Августина Николаевна с экрана (к сожалению, ее на показе не было — приболела) смеется, вспоминая первую поездку в Москву в апреле 1995 года: «На нас не обращали внимания, даже Зайцев сказал, что мы опоздали, но увидев мои рисунки, тут же растаял. Тогда я представила две модели -«Куннэй Куо» («Девушка Солнце») и «Хара кыталык» («Черный стерх»). Когда объявили: «На сцену выходит модельер из Якутии…», по залу прошел смешок, мол, какая там высокая мода?! У меня ноги стали ватными, но только появились на сцене мои модели, зал дружно ахнул и долго, стоя, аплодировал, от волнения я чуть сознание не потеряла…»

После просмотра, пожалуй, каждый выступавший предлагал дополнить фильм. «Экспертами кроме Вячеслава Зайцева и Татьяны Михалковой, которые отметили, как повезло народу Саха иметь такую жемчужину, как Августина Филиппова, — сказала Ульяна Винокурова,

да вообще ей хотелось отказаться делать то, что многие не понимали. Уникальность Августины Николаевны в том, что такой талант дан от Бога, а новые образы приходили в снах, вдохновляли и заставляли работать дальше. Нам такие шедевральные сны почему-то не снятся. И еще мало кто знает, что рисунок и живопись составляют профессиональную основу ее творчества. Картина «Иэйэхсит», не случайно давшая название этой выставке — «Дар Богини Иэйэхсит», воплощает взгляд мастера на якутскую религию Айыы үөрэҕэ. Она написана маслом в стиле иконы, в плоскостной манере, в технике обратной перспективы. Образ Женщины — богини, дарующей жизнь, подобно мировым языческим богиням, как Исида, Иштар, Аматэрасу, объясняет происхождение человека и божественное благословение на языке символов… Эта картина является серьезным шагом к созданию иконографических изображений божеств — Айыы-лар.

Много интересного я узнала в этот день о значениях элементов в якутских нарядах. Например, что шапки-дьабака символизируют живительный огонек — камелек. Уверена, что многие, как и я, не знали об этом.

‘Выставка работает до 26 мая.

Татьяна ЯКОВЛЕВА



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА СТАТЬИ: