Источник: Якутск вечерний. — 2019. — 12 апреля. — С.44
КҮЛҮК ХОМУС
Что-то в последнее время якутские фильмы приходится смотреть с большой печатью предварительного одобрения — в виде номинаций, а то и статуэток с разных фестивалей. Эдакий «не чета тебе люди одобрили, и что ты скажешь после этого?»
На самом деле, это, конечно, радует, что якутские фильмы получают одобрение на материке или за бугром. Но, как показывает жизнь, некоторые фильмы от наших киноделов берут фестивали экзотикой и простым фактом «вау, в Якутии, что, кино снимают?». Так что надо смотреть своими глазами, без особого пиетета на фестивальные авансы.
Тем не менее отметим, что фильм «Күлүк хомус», который выйдет 11 апреля, получил главный приз в конкурсе российских дебютов на XVII Международном фестивале «Дух огня». Также завоевал I место на Дальневосточном фестивале игрового и любительского кино «Точка возврата» во Владивостоке. Внушает уважение, такскать.
Хочется автоматически сказать: «Тэк-с, снова ужастик?», но… А как давно вы смотрели новый якутский фильм ужасов? В моей памяти после чистокровного хоррора «Хара дьай» 2016 года ничего в этом жанре не снято. Да, был зомбячий апокалипсис Степана Бурнаше- ва, но это, в принципе, самостоятельный поджанр. Да и «Республика Z» — это скорее комедийный роуд-муви с элементами хоррора А «Хара Бэкир», детектив который… замнём для ясности.
Так что «Кулук хомус», можно сказать, долгожданный подарок любителям страшного кино. Название л фильма можно, перевести как «тёмный, потусторонний хомус». Думаю, авторы фильма долго искали незатасканный синоним слову «хара» — «чёрный».
Тёмной лошадкой всего проекта является режиссёр Пётр Хики, широкому зри-телю не особо известный. Но киношная среда знает его прекрасно как одного из лучших цветокоров в республике. Именно его усилиями расцвели киношным колером «Кэрэл», «Костер на снегу» и «Республика Z». Но все-таки между талантли-вым цветокорректором и режиссёром фильма есть большая дистанция в плане профессиональных навыков. Но в нашем юшопроме возможно всё-К^там^ .
рей Саввич: «После «Чингисхана» свой фильм снял даже наш гримёр»? Так что почему бы и нет?
ЦВЕТ РЕШАЕТ!
Почему-то в моей памяти все самые страшные фильмы, которые я видел, откладываются в черно-бе-лом формате. То ли мрач-ность жанра, то ли большое количество темных сцен — дождь, ночь, подвал и все в подобном духе — складывают общую картину в черносерое месиво. А тут — нет! Красочная природа, светлый антураж сельской школы, теплые осенние тона дают не типичную для ужастиков красочную палитру. Несомненно, огромную роль в этом сыграла камера вели-колепного оператора Ивана Семёнова, за что ему респекты и реверансы.
Но основную роль, видимо, сыграла основная специальность нашего смежника-режиссёра. Ведь даже те самые, обязательные для жанра сумеречные кадры из кошмарных снов и темных помещений выкрашены не в гнетуще-темные тона,а в какие-то… фэнтезийные, необычные колеры. Вырвавшись из-под диктата чужой воли в других проектах, Пётр Хики дал волю своей фантазии, и это, чёрт побери, придало фильму очень самостоятельную интонацию, свой почерк.
ИГРАЕМ СТРАХ
В фильме задействованы свежие лица. Исполнителей главных ролей Еву Кузьменко и Дмитрия Хоютанова мы еще не видели в главных ролях на большом экране. Это, с одной стороны, приятно, с другой — довольно часто ожидаются любительщина, отсутствие опыта Однако оба актёра — про-фессиональные артисты теа-тра, поэтому играли уверен-но, достоверно.
Но им дико мешал глав-ный недостаток фильма — отвратительные диалоги. Причем основной сценарий неплох: крепко сбитый за-мысел, логика событий убе-дительная, финал неожиданный. Но говорят между собой персонажи очень ходульными, не всегда логичными репликами. Даже многоопытный своими киноролями Дмитрий Михайлов пострадал от этого сценарного фейла. Речь постарались сделать разговорнообиходной, но все эти сорные словечки, утрированно высмеянные в недавнем «Агенте Мамбо», откровенно подбешивают.
БРИЛЬЯНТ ФИЛЬМА
Истинной удачей «Күлүк хомуса» стала другая актриса проекта — Аэлина Колесова. Это таки свершилось: у нас на родине нашли ребенка, который умеет играть в кадре! Смелые якутские киношники много раз вводили в свои проекты малолетних актеров. Однако еще ни один из них не смог дать по-настоящему убедительной игры. Они всегда воспринимались со скидкой на возраст, по крайней мере, на родине. За пределами республики критики нередко домысливали несуществующие достоинства из-за незнания особенностей якутской речи. Яркий пример — фильм «Его дочь».
Аэлина была бесподобна без всяких скидок. Да и какие скидки могут быть, когда сама роль архисложная — демоническая. Эй, деточка, а не сыграешь ли нам нечисть потустороннюю? Да легко! Роль немногословная, но тем сложнее: особый взгляд, игра мимикой, телодвижениями, перевоплощение в другой характер… Не каждый взрослый справится.
ДЕМОНЫ И DIGITAL
Хороший фильм ужасов сегодня невозможен без спецэффектов. «Кулук хомус» поддакивает сегодняшнему дню, в котором человек с правильными мозгами и руками может наваять цифровые шедевры при помощи своего смартфона. Даже без бешеных миллионов создатели фильма смогли создать суперкартинку, соперничающую с лучшими экземплярами мировых киностудий. Может, профи увидят разницу в стоимости, но рядовой кинозритель вроде меня просто забывает об этих заморочках
Жути качественно нагнетал и звук. Саспенс нагнетался последовательно и постоянно, не в последнюю очередь за счет грамотного звукоряда, над которым работал Сергей Ярмонов.
Кстати, мрачноватый юмор фильма затрагивает тему цифровизации нашего быта: демоническая сила воздействует на персонажей и через современные технологии.
ЧТО В ИТОГЕ
Якутфильмпром приобрел нового, самобытного режиссера Петра Хики, дебютный фильм которого несомненно удался. Это хорошее развлекательное кино, без претензий на глубокую мысль или назидательные функции. Задача напугать до холодка в затылке, шевеления волосков на руках выполнена с честью. Если режиссеру Хики захочется взяться за новый кинопроект, будем надеяться, что ему в команду, кроме всех прочих вольется отличный сценарист, умеющий писать чёткие диалоги. И очень хочется увидеть Аэлину Колесову в роли обычной девочки и убедиться, что она действительно великолепная актриса.
Ое КАРПОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА СТАТЬИ: