г. Якутск, ул. Ларионова, 12А, левое крыло
8(4112) 210-732
ibo@cbsykt.ru

Источник: Забота-Арчы. — 2019. — 5 декабря. — С. 5


Легендарный учитель музыки

К 60-летию Культурно-реабилитационного центра республиканского Правления Всероссийского общества слепых имени Николая Островского и в период месячника «Белая трость» хочется ещё раз вспомнить о яркой и неординарной личности, спортсмене, активном участнике самодеятельности, мелодисте и учителе музыки Саввине Октябрине Егоровиче.

Октябрин Егорович родился в 1939 году на берегу Ледовитого океана, в посёлке Тикси. В 1960 году окончил музыкальное училище по специальности «баян». В 1961 году начал трудовую деятельность. Работал методистом в доме культуры, преподавал в школе. Затем бьш ассистентом главного дирижёра хора Якутского комитета по телевидению и радиовещанию. В 1967 году поступил в Восточно-Сибирский институт культуры, в 1976 году прошёл полный курс Иркутского государственного педагогического института по специальности «музыка и пение». В 1977 году бьш принят на должность учителя музыки в республиканскую школу для слепьк и слабовидящих детей. В нашей школе Октябрин Егорович работал до 1994 года. Затем ушёл на заслуженный отдых. 21 ноября 1997 года перестало биться сердце учителя нескольких поколений слепых.

Учитель в судьбе человека играет огромную роль. Такой учитель встретился и в моей жизни. Казалось бы, как учитель музыки может влиять на судьбу человека? Он ведь не математик, не учитель русского языка и литературы, и даже не преподаватель мною любимой истории. Тем не менее, Октябрин Егорович стал тем человеком, который предопределил всю мою будущую профессиональную жизнь.

Осенью 1984 года я поступила в республиканскую школу для слепых и слабовидящих детей, которая находилась в городе Якутске по улице Билибина, 10/1. Здесь я познакомилась со многими друзьями, учителями и воспитателями. С первых же дней пребывания в школе-интернате на меня обратил внимание учитель музыки.
Октябрин Егорович показался мне странным, не похожим на других учителей. Во время урока он одевал очень толстые, как бинокль, очки. Он не видел ноты без этих
очков. Близко подходил к нам, рассматривая каждого, подставлял левое ухо, чтобы слышать, как мы поем. Определял, каким голосом поёт каждый ученик, первьм, вто-
рьм или третьим. В итоге прослу-
шивания он знал, куда ставить уче-
ника в хоре. Учащиеся с нулевого
по третий класс ходили на занятия
младшего хора. С четвёртого по де-
вятый классы, старшие ребята за-
нимались в старшем хоре. Каждый
день после обеда у нас проходил
кружок хорового пения. Это бьши
обязательные занятия. Контроли-
ровал сам директор школы Арсен-
тий Андреевич Шевнин. На школь-
ньк праздниках и утренниках хор
выступал со своим репертуаром.
К выступлению относились очень
ответственно. Внешний вид дол-
жен бьш соответствовать теме ме-
роприятия (в те годы одевали на-
рядные школьные формы или пио-
нерские торжественные костюмы).
Все должны бьши быть причёса-
ны, подстрижены, умыты. Торже-
ственные даты бьши общеприняты-
ми в советском обществе. Мы под
руководством Октябрина Егорови-
ча готовили песни к 7 ноября, к Но-
вому году, затем ко дню Советской
армии, к 8 Марта и самьм послед-
ним праздником в нашей школе
бьш День Победы. Учили популяр-
ные детские песни: «На медведя я,
друзья, выйду без испуга», «Ма-
ленькой ёлочке холодно зимой».

«В лесу родилась ёлочка», «Здравствуй, гостья зима», «Ехал Ванечка дружок», «Оленегор сээдю- тэ», «Эн, Комсомол, мин дьолум», «Таптаа бу сир оҕото», «Дружба крепкая не сломается от дождя и вьюг», «Прекрасное далеко», «Крьшатые качели» и тд. Репертуар бьш богатьм. Хор—это сильная сторона методики преподавания нашего учителя. Октябрин Егорович бьш строгим и требовательньм преподавателем. Он работал только на успех. После его ухода больше нет настоящего, классического хора в нашей школе. В те годы ежегодно хор школы занимал призовые места в конкурсе хоровьк коллективов города Якутска. Несколько лет подряд первое место попеременно делили с городской школой № 10. Многие ребята солировали. Имели прекрасный голос, слух и подготов- ity. И мне кроме хорового исполнения, приходилось выступать в составе трио. В старших классах солировала в хоре вместе с Алексеем Потаповьм и Анатолием Грязно- вьм. Но природного дара к музыке не бьшо. Хотя неплохо разбираюсь в ней и всегда рада слушать красивую мелодию.

Кроме хорового кружка, занимались в инструментальном ансамбле. Играли на музыкальньк инструментах. Нас также учил Октябрин Егорович. Музицировали на пианино, ксилофоне, маракасе, арфе. Наш учитель научил нас играть на аккордеоне, баяне, гитаре. На уроках музыки учили нотную грамоту, историю музыки, знакомились с композиторами и их произведениями. Октябрин Егорович прекрасно владел методикой преподавания музыки.

К

ак-то раз Октябрин Егорович

оставил меня после урока и на-
чал беседу о моем будущем. Спро-
сил, сколько мне лет, откуда прие-
хала учиться. И стал переживать,
что я поступила в школу позд-
но, и окончу университет только
в 25 лет. В те годы наша республи-
канская школа для слепьк и сла-
бовидящих детей бьша неполной
средней. И нам, выпускникам, при-
ходилось уезжать в другие горо-
да Дальнего Востока и Сибири за-
канчивать полную среднюю шко-
лу. Когда учитель начал говорить
про университет и высшее обра-
зование, то в моей детской голо-
ве возникли сразу несколько во-
просов: «Что такое университет?
Что такое высшее образование?».
Я сама себе ответила, что это нечто
огромное, для меня непостижимое.
Из кабинета музыки я вьшша в глу-
боком раздумье. И в частной бесе-
де с другими учителями и воспита-
телями стала интересоваться, что
такое университет и высшее об-
разование. К сожалению, многие
мои педагоги отвечали мне, что
это сложное обучение, которое бу-
дет достичь очень сложно. Не каж-
дый учитель или воспитатель,
не каждый опытный педагог, гля-
дя на слепого ученика, верит в его
прекрасное будущее и профессио-
нальное становление. В это могут
верить только педагоги, сами про-
шедшие по нелегкому пути к до-
стижению профессии и педагоги
с большим сердцем. Через некото-
рое время Октябрин Егорович сно-
ва оставил меня после урока му-
зыки и стал расспрашивать, ка-
кой предмет мне больше по душе.
Я ему ответила, что люблю боль-

ше математику, решаю быстро задачи и примеры. Уже в первом классе я решила учебник по математике первого, второго и даже частично третьего класса. Чаще всего на уроках математики мне приходилось скучать или решать дополнительные задания, подготовленные учительницей начальньк классов Любовь Семёновной. Может, поэтому интерес к математике к пятому классу пропал окончательно. Стала увлекать история Древнего мира. Начала посещать кружок краеведения во дворце пионеров. Учитель при второй индивидуальной беседе настоятельно посоветовал готовиться к поступлению в ВУЗ. С тех пор, с самого первого класса у меня была твёрдая установка получить университетское образование. Другого жизненного пути в моем сознании уже не бьшо.

В

воды моей учебы в школе про-

изошло грандиозное событие
в нашей музыкальной жизни, кото-
рое состоялось в 1987 году. Наш Ок-
тябрин Егорович пригласил в шко-
лу симфонггческий оркестр Якут-
ского комитета по телевидению
и радиовещанию, который испол-
нил «Петя и волк» — сггмфоггиче-
скую сказку для детей, ггаписашгую
Сергеем Сергеевичем Прокофье-
вым гга собствегшый текст весной
1936 года. Предварительно на уро-
ках были обсуждены все партии
инструментов. Каждый персонаж
представлен в произведении опре-
делёгшым инструментом и отдель-
ггым мотггвом:

Петя — смычковые стругшые инструменты (преимущественно скргшки), свободггая и открытая мелодггя в духе гшонерского марша;

Птггчка — флейта в высоком регистре, вггртуозггые пассажи;

Утка — гобой, «крякающая» мелодия в нггжнем регистре;

Кошка — кларнет, изображает грацию и мягг^ю поступь кошки;

Дедушка — фагот, пунктирный ритм в гшжнем и среднем регистре, имитггруюший ворчагше;

Волк — три валторггы,

Охотнгжи — литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш). Оркестр рас- положгшся под огромггым портретом Ленгша, который бьш написан на холсте и висел на стене в конце очень широкого коридора старшего интерната. В этом коридоре происходили все масштабггые меропрггя- тггя школы. Будь то спортггвные со- ревновашгя, новогодгшй карггавал, багжеты к 8 Марта и т. д. Симфо- нггческггм оркестром руководила Галгша Михайловна Кривошапко. Огсгябршгу Егоровичу посчастливилось работать с легендарным дирижером в одном коллегсгиве. Но, тем не менее, переговоры должно быть, бьши нелегкггми. Педагогу удалось организовать встречу слепых и слабовидящих детей с живой музыкой. Помггю, с какггм трепетом и волнегшем слушала сказку, узгга- вая каждую партггю.

Весной 1988 года наш хор под руководством Октябригга Егоровича вьшетел в город Иркутск для участггя в зональном смотре школьных творческих кол- легсгивов, посвящённом 70-летию ВЛКСМ. Бьшо много репетигщй. Волновались выступать перед мно- гочислегшыми зрителями в незнакомой обстановке. Я бьша конферансье концертной программы ре

спубликанской школы для слепых и слабовидящих детей. Не заггя- ли нризового места, но выступили очеггь достойно. Жили в иркутской школе-гштерггате для слепых и слабовидящих детей. Нас встретили ггаши выпускнгжи — старше- класснгжи из 51кут1ги Кирилгша Ту- яра и Христофоров Герман. Старшие друзья помогали ггам во всем. Проводили интересные и увлека- телыгые экскурсии по сибирскому городу. Выезжали на озеро Байкал. Я собрала на берегу камешки, которые до сих пор храггятся как памят- ггые сувениры. Вдоволь угощались мороженым. Мы тоже в будущем должггы бьши приехать учиться в эту школу. Но моя судьба распорядилась иначе, и я уехала в город Хабаровск.

В

о время канггкул многие уез-
жали домой в разные когщы

ггашей необъятной республики.
Я гшогда оставалась в интернате
гга осегшггх и весенггггх канггкулах.
И у нас в гштерггате останавлива-
лись Ольга Иванова-Сидоркевич
с мужем, дочерью и детскггм твор-
ческггм коллегсгивом «Амма чэчи-
рэ». Ольга Петровгга — известная
певигда, композитор и обществен-
ггьгй деятель. Имея всесоюзггую из-
вестность, в 1969 году огга уехала
в Амгу, чтобы открыть там школу
и учить сельскггх ребят пенггю, на-
гщональному танцу и передавать
основы исполгштельской культу-
ры. Благодаря нашему Октябрину
Егоровичу коллегсгив под руковод-
ством Ольги Ивановой-Сггдоркевггч
давал концерты в ггашей школе. Эго
бьши тагггдьг и песни в якутском гга-
ццоггальном стиле. Костюмы бьши
роскошные. В те далёкие 80-е годьг
прошлого столетггя не бьша разви-
та гшдустрггя моды ггациоггальньгх
костюмов и одежда ребят казалась
мне невероятно нарядной. Как-то
раз я осторожно зашяггула в ком-
нату, где расположилась Ольга Пе-
тровна и спросила разрешения вой-
ти. Войдя, застала Ольгу Петровну
за шитьем. Она украшала костю-
мы бисером. Девочки гладили и ве-
шали гга гшечики. Костюмов бьшо
очеггь много. Мне хотелось посмо-
треть поблггже костюмы, а то и по-
трогать. На мое удивление педа-
гог разрешила потрогать костюмы.
Я все ггх изучила гга огцупь. Не по-
следовало ни одного замечания
и запрета. Никогда в своей жизгш
не прггходилось прикоснуться к та-
кому количеству нагщональггьгх ко-
стюмов и к такой красивой одежде.
Сбьшась моя девичья мечта. В этот
вечер я получила поргщю не доста-
ющего материнского тегша и вни-
маггггя. Ольга Петровна Иванова-
Сидоркевич навсегда в моей памя-
ти осталась очеггь тёгшой, доброй
жеггщиной. Затем весь этот блеск
и шгж видела гга ггмггровизггрован-
ной сцене гштерггата под тем же
портретом В. И. Ленгша. Сложи-
лось полное представление о твор-
честве и коллегсгиве «Амма чэчи-
рэ». Супруг Ольги Петровны Ге-
лярггй Владггмировггч Сидоркевич
прекрасно играл на баяне. И сейчас
слышу звуки его виртуозной гггры.
Была очеггь взволновагга, увггдев ле-
тающие в соцсетях отрывки видео

летнего когщерта ггх дочери Ольги ГггляриевггьгСггдоркевггч. Снова услышала зггакомый голос из детства. Так протекала музыкальггая жизггь в нашей школе.

В советское время очеггь трудно бьшо вьгггускгшкам ггашей школы поступать в Курское музыкальное училище для слепьгх. Бьш очеггь серьезггьгй коггкурс и высокие тре- бованггя к абитуриентам. Но под- готовленггьге Огсгябргшом Егоровичем ребята поступали в это учебное заведегше и успешно закаггчивали его. Возвращались в родную Яку- тггю настоящггми профессионалами. Трудоустраивались и работали во благо г^льтурьг.

Наши слепые учителя бьши не только педагогами, но и спор- тсмеггами. Все они играли в шахматы и ездили гга соревноваггггя по Советскому Союзу по лигши Всероссггйского общества слепьгх. Огсгябргш Егоровггч тоже бьш шахматистом. Но больше он увлекался теннисом. И сегодня отчетливо вижу сгшуэтьг моггх учителей, ловко орудующггх ракеткой во время большой перемены. В будние дни в агсговом зале и в фойе второго этажа школы всегда стояли тенгшс- ные столы. Соревновались прагсги- чески все учителя и зрячие, и слепые с остаточньгм зрением. Играли и старшекласснгжи. В те годьг не бьшо гшкакого Showdown (теннис для слепьгх). Огсгябргш Егоровггч бьш призером республи- канскггх соревнованггй по тенгшсу и шахматам. Занггмал второе и третье места среди слепьгх спортсменов республгжи. Об этом свидетельствуют многочислегшьге грамоты республггканского Правленггя Всероссийского общества слепьгх.

О

гсгябргш Егоровггч являлся чле-
ном творческого обьедине-

нггя самодеятельньгх композито-
ров и мелодистов Ресггублггки Саха
(Якутггя). Он автор порядка 10 ме-
лодггй. Не раз его вьгпускгшки, ис-
полггяя его композигдгш, станови-
лись призерами конкурсов разного
уровггя. Так, в 1997 году гга юбгшей-
ном ьгсьгахе, посвящённом 365-ле-
тггю вхожденггя Якутгш в состав
Россгш, его выпускник, ныне звез-
да якутской эстрадьг, отлггчгшк
культуры PC (51) Алексей Потапов
стал обладателем гран-при респу-
блггканского конкурса мелодистов
с песней на слова Натальи Хар-
лампьевой, гга мелодггю Огсгябри-
на Саввгша «Сайьгн кэллэ». Алек-
сей пел и играл на баяне. Уже тя-
жело больггьгм учитель узггал эту
прекрасггую новость.

Октябрин Егорович бьш хороший семьянгшом. Вьграстгш двоггх детей, у него три правнука. Леген- дарньгй учитель навсегда остался в нашей памяти негасггущей звездой музыкального образоваггггя и яркггм ггрггмером высокого профессионализма, трудолюбия, ста- раггггя, терпеггггя.

Мария ПАССАР, член вое, учитель истории и обществознания, тифлопедагог, отличник образования PC (Я).

 



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА СТАТЬИ: