г. Якутск, ул. Ларионова, 12А, левое крыло
8(4112) 210-732
ibo@cbsykt.ru

Источник: Якутия. — 2019. — 8 мая. — С. 14


«Надо мною солнце не садится»: ЧТО осталось за кадром


Фильм Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится» с сегодняшнего дня вышел на экраны, и вы уже можете составить свое мнение о нем.

А мы расскажем о том, что осталось за кадром.
Слева направо: Иван Константинов (Алтай), ассистент режиссера Александра Дьяконова, Степан Петров (Байбал) и режиссер Любовь Борисова.
фильме. Это, конечно, не случайно. Я всегда хотела использовать ее. Вот из нее и «выросла» биография Алтана.

— А исполнителя роли как нашли? Со Степаном-то Дмитриевичем все понятно — после «Царь-птицы» там и кастинг не нужен, но молодой герой абсолютно нигде не засвечен.

— Иван Константинов — студент АГИКИ, и нам его порекомендовал Алексей Егоров-Еркен. Зашел он

КЮННЭИ ЕРЕМЕЕВА
«К НАМ ВСЕГДА ВОЗВРАЩАЮТСЯ»

— Как пришла идея снимать фильм на севере?

— Когда чествовали фильм «Царь-птица», на котором я была вторым режиссером и монтажером, мы с оператором Семой Аманатовым и звукорежиссером Кешей Сивцевым были в командировке в Тикси. Там латыши снимали свой фильм, им нужна была помощь, и мы их сопровождали. Помню, что очень замерзли. У меня и в мыслях тогда не было, что я вернусь туда снимать свой фильм. Но тиксинцы говорили: «Вы вернетесь, к нам всегда возвращаются». Так и получилось.

А вообще-то все началось с того, что глава Хара-Улахского национального (эвенского) наслега Василий Михайлович Баланов заказал документальную ленту о своем поселке.

В составе документалистов на север поехал Сема Аманатов, и когда он сказал, что на такой натуре можно снять и худо-
жественный фильм, директор «Сахафильма» Дмитрий Шадрин вспомнил свою давнюю идею — снять фильм по повести Николая Лугинова. Я взяла его за основу и относительно быстро написала сценарий.

— И что в нем от Лугинова, а что от Борисовой?

— Из повести я взяла биографию старика, который работает на базе и рассказывает всем, кто не отказывается его слушать, что ищет пропавшую в детстве дочь. Люди видели ее играющей в лодке, потом лодку, отнесенную течением, нашли, девочку — нет. А жена умерла от родов, пока он бьш на охоте.

КАК «РОДИЛСЯ» АЛТАЙ

— Молодой коллега старика по базе там тоже есть, но его образ не был прописан — в этой повести, в сущности, только один герой — старик.

— Как тогда «родился» Алтай?

— Я люблю песню Моисея Кобя-кова «Хаартыскалар» («Фотографии»), которая звучит в нашем
на «Сахафильм», где мы в кабинете Дмитрия Шадрина как раз обсуждали сценарий, и сказал, что есть у него на примете земляк из вилюйского села Тыымпы, которого он знает чуть ли не с пеленок. Еще сказал: «Видит бог, для себя берег!»

— То есть вы его взяли не глядя?

— Почему не глядя? Попросили видео по ватсапу отправить.

— И тут ватсап! Он же у вас прямо один из героев фильма.

— Мы фильм про жизнь сняли. Асейчас какая жизнь без ватсапа?

— Это точно. А в том своем видео по ватсапу Иван пел? В фильме-то Алтай поет.

— Изначально я думала: если что — «споет» под фонограмму. Но никакой фонограммы не понадобилось, он хороший певец и на укулеле, кстати, сам играет.

— Укулеле-то откуда взялась?

— При обсуждении сценария наш композитор Моисей Кобяков высказал такое пожелание. Повезло еще, что сейчас это часть молодежной субкультуры. У моих племянниц, например, этих укулеле две штуки.
— А можно вернуться к сценарию? Что еще вы добавили от себя к литературной основе?

— Диалоги и историю Алтана. Всю их историю со стариком.

— Пользуясь случаем, хочу сказать: история получилась удивительная. И воплощение, конечно. Причем не только главные герои сыграли так, что всю вторую половину фильма глаза на мокром месте, но и второстепенные очень убедительны.

— Это непрофессиональные актеры. Гошу, на замену которому прибывает Алтай, сыграл муж нашего администратора Уйгулааны, местной жительницы, а Гошиных одноклассников — парни из Ха-ра-Улаха, рыбаки.

— Рыбаки?!

— Да, все удивляются. Гаврил Менкяров, исполнитель главной роли в фильме «АйыыУсла», а сейчас еще и режиссер, спрашивал, как мне это удалось.

— И как?

— Взяла листочки с текстом и отдала им. Причем просто так отдала, не вглядывалась, у кого слов больше, у кого меньше. Потом-то выяснилось, что наиболее разговорчивому из них текста совсем мало досталось, а молчуну — много. В шутку он даже предложил своему говорливому другу поменяться, но тот не согласился.

— Как говорится, сам виноват. Но если без шуток — как же нам, зрителям, повезло!

— Нам тоже. Он ведь взял свои бумажки и вечером пришел подготовленный. Оказалось, у него такая природная харизма! А страшилка, которую он Алтану рассказывает — это история, о которой мы узнали от главы наслега.

о СЕВЕРНОМ ПУШНОМ ЗВЕРЬКЕ

— Я очень благодарна жителям Хара-Улаха за помощь.

Предприниматель Владимир Владимирович Алексеев, на котором там все держится, обеспечивал нас продовольствием — рыбой, олениной. Ездили тоже, можно сказать, на нем — он просто отдал свою машину нашему художни-ку-постановщику Толе Кириллину со словами «доверяю ее тебе».

— Анатолий Кириллин — это случайно не Чээкэ из одноименного фильма?

— Он. У нас Толя тоже сыграл одну из ролей — хозяина песцовой фермы дядю Мишу.

— Его теперь совершенно точно замучают фразой его героя «тебе песец!» Но вам, как я слышала, в начале съемок пришлось
проити через серьезную встряску — песец не песец, однако страху натерпелись.

— К месту съемок мы ехали тремя партиями. Операторы со всей техникой первыми улетели на вертолете, во второй партии бьша я с художником-постановщиком. Мы должны бьши все подготовить к приезду актеров. Вертолета уже не бьшо, поехали наземным путем и чуть не утонули при переходе через речки. Там ведь сегодня брод есть, завтра нет.

— Молись богу — живым доедешь.

— Танкетку вел как раз Владимир Владимирович, и брод внезапно исчез, мы зависли. Вода хлынула в обе кабины, даже в заднюю, хотя она изолированная. Водитель потом сказал: «Я думал — все». Помню, сидящие рядом со мной женщины закричали: «Духов покормите!»

— Как это в танкетке-то сделать?

— Там люк бьш открытый. Через него мы свое подношение и отдали.

в ЭПИЗОДАХ

— Владимир Владимирович и его отец Владимир Сергеевич столько нам помогали! Владимир Сергеевич, кстати, бьш родом из Нюрбы, приехал в свое время в Хара-Улах по путевке. Его так и называли — Путевка. Он в поселке все жизненно важные объекты построил, в том числе и больницу, где мы жили. Там половина здания отведена под стационар, он сейчас закрыт, и его приспособили под гостиницу для приезжих.

Поварами у нас работали работницы этой больницы. Они еще и в массовке снялись. И собачки их снялись тоже.

— Две забавные дворняжки, которые украсили собой сцену погрузки дяди Мишиного и Ал-танова добра в танкетку!

— Владимир Сергеевич тоже снялся в эпизоде. К сожалению, вскоре после нашего отъезда пришла весть о том, что он скончался.

— Хорошо, что память осталась. Тем более такая.

— На самом деле, весь Хара-Улах — его память. Он же столько всего там построил. А сейчас его дело сын продолжает. Вообще, там такие замечательные люди живут! Поэтому и финальные титры получились очень длинными — надо же бьшо людей поблагодарить.

— Жалко, что об успехе своего фильма они могут узнать лишь по телевизору и интернету.

— Интернет там только в администрации.

— Но фильм они увидят?

— Мы бы хотели поехать в Хара-Улах, чтобы лично представить жителям свой — и их — фильм, сейчас решается вопрос с проездом.

— Пусть все получится!



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА СТАТЬИ: