Наш «Гамлет» на «Золотой Маске»

Источник: Якутия. — 2019. — 12 апреля. — С.17


Наш «Гамлет» на «Золотой Маске»

СОВСЕМ СКОРО СТАНУТ ИЗВЕСТНЫ ИТОГИ «ЗОЛОТОЙ МАСКИ». ТЕАТРАЛЬНАЯ ЯКУТИЯ, МОЖНО СКАЗАТЬ, ЗАТАИЛА ДЫХАНИЕ, ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО МОСКОВСКАЯ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ СЕРГЕЯ ПОТАПОВА «МОЙ ДРУГ ГАМЛЕТ» ПРОШЛА В ЭТОТ ПОНЕДЕЛЬНИК, 8 АПРЕЛЯ. А ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ «ЯКУТИИ»  ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ПЕРВЫХ РУК.

ЛЕНА ТИМОФЕЕВА

В ПЯТЫЙ РАЗ — КАК В ПЕРВЫЙ

Саха театр пятый раз приезжает на «Золотую маску» с конкурсным спектаклем.

На XXV юбилейный фестиваль наш театр привез спектакль «Мой друг Гамлет». В жизни режиссера это второй счастливый билет. Первый был в 2005 году: дипломный спектакль студента ГИТИСа (РАТИ) «Макбет» был номинирован на «Золотую Маску». Кроме этого, были номинированы режиссер Сергей Потапов, художник Михаил Егоров, исполнитель главной роли Петр Баснаев. В итоге получили спец приз театральных критиков «За яркий артистизм, сочетание национальных традиций с поэтикой европейского авангарда».

На этот раз перед выходом на сцену артистов благословил художественный руководитель Саха театра Андрей Борисов  обладатель премии «Золотая Маска» в самой почетной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», которую он получил в 2017 году.

ЗА «МАКБЕТОМ» — «ГАМЛЕТ»

И вот 8 апреля 2019 года, Московский театр имени Пушкина. У здания интересная история: этот особняк появился на Тверском бульваре еще в конце XVIII века, потом в нем располагался Камерный театр. Стены театра не раз слышали якутскую речь — наши артисты выступали на этой сцене. «Макбет» тоже показывали здесь.

На часах 19.45. Как и везде, театр начинается с вешалки.

Первыми нас встретили капельдинеры, от чьей работы во многом зависит создание атмосферы перед спектаклем. И мы почувствовали тепло гостеприимных хозяев.

Проходим в фойе. Среди зрителей узнаем московских друзей нашего театра: критиков, журнали стов, кинематографистов.

Отзвенел третий звонок. Зрители заняли свои места и, пошелестев программками, затихли.

СТОЛИЦА В НЕДОУМЕНИИ

К зрителям выходит Горацио. Такого в пьесе не было, и столичная публика в легком недоумении. Наш Горацио начинает разговор со зрителем на знание пьесы Шекспира, после чего достает хомус, и в зал льется дивная мелодия. Все понимают, что их ждет Шекспир стилизованный, Шекспир в понимании Потапова. Никаких тебе замков, террас и гербов не будет.

Роль Гамлета всегда считалась вершиной актерского мастерства. В российских театрах его играли Павел Мочалов, Василий Качалов, Владимир Высоцкий, Константин Райкин, Евгений Миронов. В Якутском театре в свое время в постановке режиссера Федота Потапова образ Гамлета воплотил Анатолий Николаев. А сегодня на сцену выйдет Роман Дорофеев. Его Гамлет родится на глазах

Для Шекспира нет ни добра, ни зла, для него существует только человеческая жизнь. Его герои проживают жизнь по вечному закону разума, добровольно отрекаясь от любви и света, разрушая веру в человеческое достоинство.

ВЗРЫВ ЗРИТЕЛЬСКИХ ЭМОЦИЙ

Сергей Потапов по-своему трактует Шекспира. Оставив всю поэтику автора (текст пьесы), добавив неоновый свет, видеомагнитофон и «приправив» все это супом из потрохов, он создает свою версию «Гамлета». И она удалась.

Когда-то режиссер Марк Захаров, учитель Сергея Потапова, сказал, что Шекспира умеют ставить только якутские театры.

Как дань уважения и преклонения наш Потапов в. конце спектакля запустил на экран список всех постановок зарубежных, советских, российских «Гамлетов». Зал встретил трогательный момент бурными аплодисментами. Это был настоящий взрыв зрительских эмоций. И надолго запомнится зрителям финальная песня Гамлета и Горацио о падающем снеге…

Якутск — Москва — Якутск.



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА СТАТЬИ: