г. Якутск, ул. Ларионова, 12А, левое крыло
8(4112) 210-732
ibo@cbsykt.ru

Источник: Якутия. — 2019. — 21 июня. — С. 17


«Муки любви»: «О как!»
Театр Олонхо вернулся с фестиваля «Территория. Магадан», в котором участвовал наряду с Государственным театром наций, Московским художественным театром имени Чехова, Мастерской Брусникина, Театром «Балет Москва».
СПЕКТАКЛЬ В КВАРТИРЕ
Задачу свою «Территория» видит в том, чтобы «встряхнуть» культурную жизнь Дальнего Востока и Сибири, а потому и отбор спектаклей производился про¬сто — они должны были быть для зрителя.
Например, Школа-студия МХАТ показала «Транссиб», ради которого они в свое время проехали на поезде от Москвы до Владивостока, а потом на материале этой поездки и создали свой спектакль.
Немецкий «Rimini Protokoll» и вовсе показал спектакль… в квартире, причем все билеты
были проданы заранее и пробиться на этот «квартирник» не было никакой возможности, такой вот неподдельный интерес к иммерсивному театру — театру вовлече¬ния, ще зритель участвует в про¬исходящем.
А наш театр поехал в Магадан со спектаклем «Муки любви» (режиссер Степанида Борисова).
Шел он на якутском языке, при¬чем титры на экране были явно мелковаты — с передних рядов, может, и видно, но с сере¬дины зала — уже нет. И все равно зритель реагировал, как дома. Единственная разница — там, где якутская публика вызывает восхищенно-удивленное «ноо!», в Магадане слышалось «о как!»
Ближе к финалу зрители дружно поднялись с кресел, да так и досматривали стоя, с аплодисментами. Про пение с кылысахом после спектакля говорили «красиво».

МОСТ МЕЖДУ ЭПОСОМ и ЗРИТЕЛЕМ
Но ведь интересно узнать и мнение профессионала!
Завлит Саха театра Надежда Осипова в кулуарах взяла экспресс-интервью у театроведа, доцента ГИТИСа Анны Степановой:
— У меня очень хорошее впечатление. Мне кажется, что это интересное решение, именно применительно к национальному эпосу. Потому что поставить спектакль по эпосу, который вписывался бы в современный художественный контекст, и при этом не изуродовать эпос изнутри, очень сложно.
У нас очень часто ставят спектакли по эпосу, либо насыщая его психологизмом, что несовместимо с эпосом, либо уходят в патетичность и самодовольство, мол, смотрите — у нас есть эпос. А здесь это режиссерский язык, который воспроизводит структуру эпоса с его отстраненностью, его абстракциями, как-то совершенно спокойно принимается та странность этических и психологических вещей. Да, в этом сказочном мире это происходит так.
При этом в спектакле нет никакой архаики, и современные интонации, которые там появляются, конечно, возникают за счет режиссерском, актерской иронии. Она мягкая, очень ласковая, не разрушительна, но тем не менее она как раз прокладывает мост между тем давним эпосом и нынешним зрителем.
Якутский спектакль олонхо со временем будут показывать, как и спектакли театра Кабуки».
ФАТУМ СТЕПАНИДЫ БОРИСОВОЙ
— Это сам по себе очень интересный феномен, сам принцип режиссерского решения, по¬тому что в «Удаганках» он был немножко другим. Мой любимый спектакль «Удаганки», по поводу которого до сих пор все члены жюри стенают, как так случилось, что мы не дали «Золотую маску», но это какой-то фатум Степаниды Борисовой, ничем другим это объяснить нельзя. В «Удаганках» было другое решение. Там спектакль был более страстный, более выразительный, более по-летный.
Мне кажется, что талантливая актриса Степанида Борисова, которая пробует себя на режиссерском поприще, делает это замечательно. Потому что, видите, эти две работы — они совершенно разные по принципу режиссерского решения, что у больших-то режиссеров бывает крайне редко. А тут идет интенсивный художественный поиск своего режиссерского «я», и я, кроме восторга и уважения, ничего не испытываю.
Как вы считаете, есть перспектива в будущем у Театра Олонхо?
Мне кажется, да. Очень важно, что в режиссерских опытах Степаниды Борисовой есть рисунок режиссерский и актерский — очень хорошие актеры, одно наслаждение за всеми наблюдать, — который повторяет мелодику якутскую и орнаменты якутские. Она вбирает в себя этот плотный вечный мир якутской материальной культуры. И мне кажется, что если этот процесс пойдет дальше, то из этого может вырасти классическая якутская традиция, и якутский спектакль олонхо со временем будут показывать, как и спектакли театра Кабуки.



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА СТАТЬИ: