Источник: Якутск вечерний. — 2019. — 12 апреля. — С.18
Фонд кино по-якутски
У ажиотажа вокруг «феномена якутского кино», пошедшего, было, на спад в последнее время, вдруг открылось «второе дыхание». Поводов аж несколько!
Как то:
— создание частного фонда кино (учрежден компанией «Синет»);
— очередные успехи якутских фильмов на фестивалях (картина «Надо мною солнце не садится» вошла в шорт лист ММКФ);
— новые кассовые рекорды внутреннего рынка (фильм «Агент Мамбо» преодолел отметку в 10 млн рублей по сборам, что для Якутии очень даже солидно);
— выход первой якутской киносказки «Бэйбэрикээн»
(по мотивам известной сказки «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами).
В общем, поводов лишний раз сказать: «Якутское ино рулит!» — хватает.
«Вечерка», со своей стороны, всегда не прочь порадоваться успехам местных киноделов, но сегодня, помимо рукоплесканий и здравиц, хотелось бы еще неммого задуматься о перспективах. При всех фестивальных успехах нашего кино оно все еще не взяло самую важную отметку — не стало продуктом на экспорт. Не будет открытием Америки сказать, что продукция так называемого «Сахавуда» в массе своей — для dнутреннего потребления. Нет, не так. Правильнее будет: продукция сегрегированного внутреннего потребления. Кино снимается в первую очередь даже не для якутского, а именно для сахаязычного зрителя. Конечно, к фильмам делаются cубтитры, но авторы считают, что этого достаточно, и не заморачиваются ни синхронным переводом, ни даже простеньким дубляжом. Доходит до смешного: иные пираты больше делают для популяризации нашего кино за пределами Якутии, чем авторы, его снявшие!
Студия «Синема УС», утащившая фильм «Республика Z» о зомби-апокалипсисе, просто взяла титры, дала чтецам и наложила дубляж поверх оригинальной озвучки. В итоге получился фильм с довольно качественным переводом, который массовый зритель тут же начал бодро скачивать с торрентов и смотреть в on-line-кинотеатрах. Естественно, создатели от этого ничего не получают.
Для сравнения: наши соседи — башкиры и буряты — тоже снимают свое кино, но, не чураясь национального колорита, держат прицел все же на общероссийский рынок. И, хотя фильмы не получают широкого проката в кинотеатрах (промоушн — дело дорогое и затратное), российский зритель их знает, а некоторые даже любит.
Криминальная драма «Решала», снятая в Улан-Удэ, что называется, «зашла» массовой аудитории, ностальгирующей по временам «Бригады» и «Бумера». Настолько, что спонсоры и продюсеры даже дали денег на сиквел. А вышедший в конце 2017 г. триллер «Мертвым повезло» (Уфа) стал почти культовым среди любителей треша. При этом бюджет «Мертвых» недалеко ушел от бюджета большинства якутских фильмов, снимаемых за копейки. Вадим Валлиулин ухитрился снять свою версию голливудской «Идентификации» (простите, спойлер!) за 500 тысяч рублей.
В настоящее время готовится к выходу на экраны фильм «321-я сибирская» Солбона Лыгденова, недавнего гостя «ЯВ», — о мужестве и подвигах сибиряков, сражавшихся во время Великой Отечественной войны под Сталинградом.
Одного из главных персонажей фильма, к слову, снайпера-якута, сыграл наш земляк Сергей Егоров.
У якутского кино, без-
условно, были свои попыт-
ки прорваться на массовый
рынок. И даже не все они
закончились провалом, как
это было с «Тайной Чингис
Хаана», в которую государ-
ство крепко вложилось руб-
лем (и долларом). К приме-
ру, фильм «Мой убийца»
Костаса Марсана, снятый
на двух языках и вышед-
ший в прокат с дубляжом
якутской речи, не остался
не замеченным российским
зрителем.
Увы, это скорее исключе-
ние из правил.
В массе своей якутское
кино, как уже говорилось,
снимается «для себя». И,
конечно, для фестивалей,
где пока еще есть спрос на
национальную экзотику. К
сожалению, тренды имеют
свойство исчерпываться. В
этом можно убедиться на
примере балканских стран,
которые в течение пяти лет
— с 2000 по 2005 г. — поль-
зовались большой любовью
критиков… А затем она как-
то сошла на нет, и сегодня
о «феномене балканско-
го кино» вспоминают раз-
ве что в связи с очередным
всплеском негодования по
поводу «Сербского фильма».
«Сербский фильм» — край-
не жестокий и натурали-
стичный арт-хаус в жанре
ужасов. Снят в стилистике
снаф-фильма, то есть
фильма про реальные пыт-
ки, изнасилования и убий-
ства. Несмотря на почти
девять лет, прошедших со
дня выхода фильма, он до
сих пор продуцирует скан-
далы и запреты.
Забавный момент: по-
следняя вспышка интере-
са к «балканскому кино»
у критиков связана как
раз с нашим кино! Фильм
«Ага» болгарского режис-
сера Милко Лазарева, сня-
тый в республике и с мест-
ными актерами. После съе-
мок Милко Лазарев заявил:
«В Якутии все занимаются
кино. Они сходят по нему с
ума!».
Но сходить с ума и за-
воевывать мир — разные
вещи. Преодолеет ли якут-
ское кино свои «детские бо-
лезни»? Шагнет ли за пре-
делы республики, став не
просто источником фести-
вальной экзотики и продук-
ции «для себя», а поставщи-
ком пусть не высокобюд-
жетных, но зато качествен-
ных и востребованных зри-
телем картин?
Есть люди, которые в этом уверены. Некоторые настолько, что готовы под-твердить уверенность руб-лем. Например, глава компании «Синет» Арсен Томский. В своем недавнем интервью «ЯВ» он заявил о том, что его компанией учрежден Фонд поддержки якутского кино «Сахавуд».
По замыслу создателей этот фонд должен стать источником поддержки
местных картин, имеющих
экспортный потенциал. Из-
начально бюджет фонда со-
ставил 5 млн рублей, раз-
мер поддержки, выделяе-
мой на одну картину, — от
0,5 до 2 млн рублей. Учиты-
вая, что бюджеты якутских
фильмов составляют в сред-
нем около 2-3 млн рублей,
чтп очень лаже серьезное
Подспорье. Такая подд’ер-
жка может дать автору воз-
можность снимать кино, а
не бегать в поисках спонсо-
ров и рекламодателей, го-
товых дать деньги или ре-
сурсы в обмен на продакт-
плейсмент.
Пополнять средства ком-
пания Томского будет за
свой счет.
АРСЕН ТОМСКИЙ:
«НА ЭНТУЗИАЗМЕ
ДАЛЕКО
НЕ УЕДЕШЬ»
Фонд «Сахавуд» возгла-
вил Владимир Иванов —
HR-директор компании «Си-
нет» (HR-директор отвечает
за human resourses, то бишь
человеческие ресурсы ком-
пании). Однако идейным
вдохновителем и главным
спонсором стал Арсен Том-
ский, поэтому мы решили
задать вопросы о работе
фонда сначала ему. Тем бо-
лее что накануне он встре-
чался с главой республики
и обсуждал как раз перспек-
тивы поддержки якутского
кино.
— Арсен, знаю, что у вас
был разговор с Айсеном
Николаевым. До чего уда-
лось договориться? Учре-
жденный «Синетом» фонд,
в свою очередь, получит
какую-то поддержку (мо-
жет, софинансирование)
от государства?
— Айсен Сергеевич вы-
разил полное одобрение и
поблагодарил за наши но-
вые инициативы развития,
включая Фонд «Сахавуд».
Фонд частный, формирует-
ся на наши средства, ника-
ких бюджетных средств в
него никогда привлекаться
не будет. Мы же показываем
другим предпринимателям
пример инвестирования в
развитие мира, а не очеред-
ного выуживания денег из
бюджета.
— «Сахавуд» был анон-
сирован 25 марта, а сбор
заявок ведется до 30 апре-
ля. Осталось две недели.
Есть уже проекты-претен-
денты?
— На сегодня поступило
шесть заявок.
— Кто будет оценивать
фильмы (проекты) на
предмет качества? Было
упомянуто некое «собст-
венное жюри фонда». Кто
в него войдет?
— Так как средства наши,
то мы сами решим, кому
их выделять. Сформируем
жюри из пяти-шести заин-
тересованных в развитии
якутского кино сотрудни-
ков компании. При этом по-
слушаем мнение внешних,
неякутских (чтобы не было
ангажированности) киноэк-
спертов.
— Что думаешь про рос-
сийский Фонд кино?
— Хорошо, что он есть и
помогает киношникам. Вон
сеть районных кинозалов
появилась в Якутии в том
числе благодаря такой под-
держке.
— Насколько откры-
тым будет отбор фильмов
для выделения средств на
поддержку? Будут ли про-
водиться публичные пит
бор делать не ьудем — во избежание ненужного ажио-тажа.
— Пополнять фонд ежегодно планируется только за счет средств «Синета»? Вы претендуете на какой- то процент сбора от фильмов, которые профинансировали?
только. .средства. .«Синета». Пока будем выдавать гранты, но в будущем, не исключено, появится и инвестиционный фонд, финансирующий кинопроекты на венчурной основе. Для начала же надо дать импульс для создания у якутского кино серьезной бизнес-основьс Для этого надо внедрить в него современные, бизнес- техники и наладить экспорт продукции на российский и мировой рынки. Надеюсь, что сможем помочь с этим. Возможно, это даже ценнее, чем гранты.
— Что имеется в виду под словами, что для под-держки фондом фильм должен иметь «экспортный потенциал»? Сегодня вполне очевидно, что большинство якутских фильмов снимается для внутреннего потребления — для сахаязычной ауди-тории.
— Максимальные сборы якутских фильмов — порядка 10 миллионов рублей. Это немного. Помогает только то, что бюджеты на производство фильмов небольшие. Но на энтузиазме далеко не уедешь. Надо соединить мощнейший творческий, креативный потенциал местных режиссеров, сценаристов, операторов, актеров, аниматоров и бизнес-экспертизу. Тогда может получиться то, что мы сделали в IT, — новая несырьевая индустрия с потенциалом в тысячи рабочих мест. Выход на мировой рынок может увеличить сборы в сотни, тысячи раз.
— Какой якутский фильм ты сам смотрел в последний раз?
— Буквально вчера — «Надо мной не заходит солнце». Прекрасный фильм, уверен, что его ждет успех на фестивалях.
АЙСЕН НИКОЛАЕВ: БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ НЕ ДАМ!
Об успехах местного кино очень любят говорить чиновники, вставляя его в свои планы по поводу развития креативной экономики и творческой индустрии. Но вот денег выделять на развитие этого самого перспективного кино государство не торопится. Вернее, не так: деньги периодически выделяются — большие, а когда и огромные суммы. Но идут они на финансирование отдельных картин, которые делаются под надзором правительства. Будь то «Тайна Чингис Хаана» с министром-режиссером Борисовым или «Тыгын Дархан», на который бюджет выделяет более 200 млн рублей.
А как же отрасль в целом? Стоит ли ждать развития сетей кинотеатров, обучения самородков-режиссеров, создания павильонов для съемок и т. д.?
— Айсен Сергеевич, кино — это все-таки часть «креативной экономики» или нет?
— Конечно. Причем именно у нас в Якутии это реальный сектор креативной экономики благодаря сложившейся в республике системе кинопроката и в первую очередь зрителям, которые ходят в кино на якутские фильмы, голосуя за них рублем. Наиболее успешные проекты зарабатывают в республиканском прокате в несколько раз больше, чем затрачено на съемки. Ни в одном другом регионе России нет такого количества кинопремьер, киностудий независимых, кинотеатров и кинозалов.
— Но при этом вы выступаете против поддержки кино (да и креативной индустрии) за счет средств бюджета. Почему?
— Я не выступаю против поддержки кино. Я против прямого вложения больших безвозвратных бюджетных средств в конкретные кинопроекты. Тогда наши кинодеятели не о зрителе будут думать, как сейчас, а лишь о том, как подход к министру культуры найти. И на качестве фильмов, уверен, это негативно скажется. Тем не менее пять миллионов ежегодных в качестве грантов для кино мы сохраним, понимая, что именно эти небольшие суммы (в среднем, если разделить на количество студий, получается по 300-500 тыс. рублей на проект) на старте помогают за-пустить фильмы в производство.
— То есть какая-то бюджетная поддержка все же будет?
— Бюжетная поддержка
— это ведь необязательно прямое государственное финансирование фильмов. Мы можем вложить деньги в постройку павильона, на-пример, который смогут использовать все наши и государственные, и независимые студии. В образование специалистов для киноиндустрии. В расширение сети кинозалов. Также будем продолжать проводить Якутский международный кинофестиваль, но, думаю, там надо стараться привлекать внебюджетные источники.
— У республики есть достаточно много структур с внебюджетными источниками: Фонд будущих поколений, Венчурная компания «Якутия», РИК. Могут они выступить в роли эдакого окологосударственно- го продюсера? И если да, то как это будет реализовано?
— Я дал поручение; чтобы вопросами поддержки и развития креативных индустрий, в том числе кино, занялась «Корпорация развития Якутии».
— Как вам идея, например, софинансирования фонда Арсена Томского?
— Мы с ним беседовали на тему фонда. Есть понимание, что Арсен хочет сделать фонд только частных инициатив, без привлечения государственных или внебюджетных источников. Я это желание уважаю.
— Ваш любимый якутский фильм?
— Мне многие фильмы нравятся. Например, «Тойон Кыыл», победитель ММКФ,
— очень философский и в то же время очень простой фильм. В одной из новелл фильма-альманаха о Якутске, еще будучи мэром, я даже сам снялся, чтобы ре-бят поддержать. Очень не-плохой в итоге альманах вышел. Вот недавно с женой и дочкой посмотрели сказку «Бэйбэрикээн», понравилась тоже. А любимый, наверное, еще не снят.
■
Виталий ОБЕДИН
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА СТАТЬИ: